Клинический случай работы с неполным синдромом конского хвоста, обусловленным секвестрированной грыжей L4-L5 с наличием парапареза обеих стоп.

Гладких М. Л.-врач невролог, рефлексотерапевт

Клиники Здравиль, г. Москва

 

Пациент Д., 38 лет, рост 187, вес 87

Жалобы: выраженная слабость и онемение обеих стоп, вызывающее нарушение ходьбы.

Анамнез: заболел остро, 3 недели назад появились выраженные боли в пояснице, через 2 недели от появления болевого синдрома появилась слабость обех стоп. Боль в пояснице к этому времени стала меньше. Лечился амбулаторно у невролога по месту жительства ( обезболивающие препараты из группы нестероидных противовоспалительных препаратов, витамины группы В) без эффекта. Было выполнено МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника от 30.10.2021: грыжа диска L4-L5 центральная, размером по 0,9, деформирующая прилежащие отделы дурального мешка, мигрирующая каудально до 0,8см, краниально до 0,9см, оттесняющая структуры спинного мозга в правые отделы позвоночного канала. На уровне L5-S1 межпозвонкового диска определяется протрузия размером 0,3см. Неврологом по месту жительства пациент был направлен на оперативное лечение, от которого он отказался и обратился за лечением в ЦДБ в Балашихе.

Неврологический осмотр: сознание ясное, критика к своему состоянию сохранена. Черепно-мозговые нервы – без особенностей. Выраженное снижение силы в левой стопе ( в разгибательной и сгибательной группе мышц ) 1 балла из 5, умеренно в правой стопе  ( в разгибательной и сгибательной группе мышц ) 3 балла из 5. Чувствительных и тазовых нарушений нет. Коленные и ахилловы рефлексы не вызываются, патологических стопных рефлексов нет. Пальпация остистых отростков чувствительна в межпозвонковых сегментах на уровне  L4-L5. Паравертебральные точки болезненны справа и слева на уровне L4-L5. Болевой синдром на момент первичного осмотра соответствовал 2-3баллам из 10 по шкале ВАШ, что свидетельствует о слабой интенсивности болевого синдрома. У трети пациентов с грыжами МПД наблюдается отсутсвие или низкий уровень болевого синдрома.

Нейроортопедическая диагностика : умеренный напряжение мышц поясницы, симптомов натяжения нервных корешков нет ( симптом Ласега отрицательный с обеих сторон). Минимальные движения в правой стопе за счет сгибательной группы, отсутствие движений в левой стопе, степпаж ( пришлепывание) стоп при ходьбе, ходьба с опорой.

Диагноз : Хроническая дорсопатия пояснично-крестцового отдела позвоночника с нарушением двигательной функции обеих стоп (парапарез обеих стоп).Секвестрированная грыжа МПД L4-L5.Острый период.

На основании жалоб, анамнеза развития заболевания, данных неврологического осмотра и миофасциальной диагностики, а также МРТ-признаков  уменьшения секвестрированной грыжи межпозвонкового диска и наличие недавнего ( 1 месяц) парапареза обеих стоп, с согласия пациента было принято решение о начале консервативного лечения.

С первого дня пациенту проводилась нейрометаболическая терапия с применением сосудистых, нейропротекторных препаратов для улучшения питания поврежденных нервных волокон, немедикаментозные методы лечения, направленные на уменьшение межпозвонковой грыжи и восстановление функции в парализованных конечностях:

ü стимуляция тканей поясничного отдела позвоночника аутологичной тромбоцитарной плазмой ( плазмолифтинг PRP) №6 для более быстрого разрешения отечно- воспалительной стадии, местном увеличении иммунных клеток( макрофагов), неоваскуляризации и скорейшего заживления тканей позвоночно-двигательных сегментов ( факторы роста), способствующие резорбции межпозвонковой грыжи.

ü стимуляция тканей парализованных конечностей  аутологичной тромбоцитарной плазмой ( плазмопунктура PRP) №6 для ускорения иннервации и восстановления функции в стопах

ü иглорефлексотерапия в количестве №12сеансов ( для устранения мышечного спазма в пояснично-крестцовом о/п, улучшения микроциркуляции, стимуляция нервных окончаний в парализованных конечностях)

ü УВТ триггерных зон в икроножных мышцах №10

ü массаж пояснично-крестцового о/п и ног с 3й недели лечения

ü кинезиотерапия с применением упражнений в декомпрессионном режиме, направленные на ускорение восстановления силы в парализованных конечностях( с 3-ей недели лечения)

Результатом такого комплексного лечения явилось полное восстановление силы и функции в стопах, восстановление трудоспособности, пациенту удалось не только избежать операции, но и в кратчайшие сроки ( в течение 1.5 месяцев) восстановить нарушенную функцию в конечностях и запустить резорбцию межпозвонковой грыжи.

Выводы:

1) любое восстановления тканей происходит при участии кровеносной системы, следовательно, задачей лечения является активация кровоснабжения в пораженных тканях ( в данном случае в НЧС и парализованных конечностях) за счет мышечного насоса( кинезиотерапия) и прямого лечебного эффекта собственной тромбоцитарной плазмы пациента ( плазмолифтинг PRP).

2) в настоящее время существует воспалительно-индуцированная теория уменьшения межпозвонковых грыж, следовательно, лечение должно быть направлено не на блокаду воспалительного синдрома (НПВС, блокады с использование стероидных препаратов), а на его разрешение и восстановление поврежденных тканей ( кинезитерапия, плазмолифтинг PRP и другие немедикаментозные способы лечения).

3) результаты лечения зависят от давности заболевания, чем раньше начато лечение, тем более быстрое восстановление мы ожидаем. В нашем клиническом случае пациент обратился на острой стадии заболевания, когда лечение более эффективно.

4) пациенту удалось избежать оперативного вмешательства и в короткие сроки полностью восстановиться, стать трудоспособным

4) на основании вышесказанного и результатов лечения, можно сделать вывод о целесообразности комплексного подхода в лечении пациентов с межпозвонковыми грыжами, осложненными неврологическими нарушениями.